Играй и смейся – отличником будешь!

Смех полезен не только для здоровья – он помогает детям лучше усваивать новые знания и успешнее противостоять конфликтам и другим детским неприятностям. О том, почему это происходит и как родители могут включать элементы игры, веселья и юмора в процесс обучения и воспитания, рассказывает наш эксперт.

– Татьяна Андреевна, в чем польза смеха для детей дошкольного и школьного возраста?

– Смех полезен людям любого возраста. Ученые доказали, что позитивное восприятие жизни и способность шутить продлевают жизнь. Считается, что дети меньше, чем взрослые, подвержены стрессам именно потому, что в процессе игры они дают выход своим эмоциям через смех, а у взрослых это получается не всегда.

– А как влияют игры и смех на процесс обучения?

– У детей дошкольного и школьного возраста потребность в игре – одна из важнейших. В игре ребенок учится взаимодействовать с миром, через игру он обучается новым навыкам и получает знания. Смех и радость, которые проявляются у ребенка в процессе игры – признак детского здоровья. Игра облегчает детям процесс взросления, вовлекает в групповые взаимо­отношения и может быть формой коммуникации. Игра занимает важное место в получении знаний: введение игровых ситуаций в образовательный процесс увлекает ребенка, создает у него благоприятный эмоциональный фон и стимулирует проявление его творческих способностей. Включая игру в процесс обучения, взрослые удов­летворяют интересы ребенка и вызывают у него положительные эмоции. Благодаря всему этому знания легче усваиваются, а учиться становится легко, увлекательно и интересно.

– Каким образом смех и игры помогают ребенку дошкольного возраста получать знания?

– Дошкольный возраст – это лучшее время для развития у детей образного мышления, воображения и других психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Над всеми сторонами жизни ребенка в это время господствуют чувства, которые вспыхивают быстро и ярко и придают их жизни особую окраску. Конечно, в этом возрасте ребенок уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы, но это происходит только в том случае, если очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей во многом определяет поведение ребенка в целом, и смех играет в этом очень важную роль.

– Как родители могут включать игру в образовательный или воспитательный процесс?

– Очень просто: родителям нужно научиться совместной игре с ребенком. Совместная игра закладывает фундамент дальнейших взаимоотношений ребенка с родителями и развивает культурные интересы ребенка. Во время игры у детей появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи. Опыт, полученный в игре, дает ребенку возможность расти и развиваться.

– Насколько важно развивать у детей чувство юмора?

– Юмор – это важный и притягательный аспект поведения. После слов любви и признательности для ребенка наиболее желанны слова, которые заставляют его смеяться. В.А. Сухо­млинский называл юмор оборотной стороной мышления, а его проявление – радостным удивлением, которое стимулирует творчество и необычное видение окружающего мира. Он говорил: «Развивать в ребенке способность смеяться – это значит укреплять его умственные силы и способности, учить тонко думать и мудро видеть мир». И это действительно так. Развитие у детей чувства юмора – это развитие у них гибкости ума, сообразительности, способности правильно воспринимать, понимать и тонко чувствовать окружающий мир: отношение к людям, обстоятельствам, событиям и даже к самому себе.

– Могут ли родители помочь ребенку с юмором относиться к неприятностям или конфликтам со сверстниками?

– Конечно, и это обязательно нужно делать! Но нельзя забывать, что умение ребенка справляться со сложными жизненными ситуациями напрямую зависит от того, как справляются с ними родители, как они на них реагируют, какие эмоции у них проявляются. Дети во многом копируют поведение родителей и в дальнейшем они будут использовать именно их опыт. У родителей, которые часто улыбаются своим детям и учат их с оптимизмом относиться к проб­лемным жизненным ситуациям, растут дети с хорошим чувством юмора.

Ребенок должен знать, что в нужный момент смех и чувство юмора помогут предотвратить конфликтные ситуации со сверстниками и обратить зло в шутку или смешную игру. Смех помогает детям проявить творческие способности, способствует сотрудничеству и делает общение легким и непринужденным. Чувство юмора способствует психологическому выживанию личности и помогает не потерять чувство реальности. Юмор помогает ребенку пересмотреть свои неудачи или ошибки, взглянуть на них с иронией или даже посмеяться над ними и идти дальше, не пов­торяя их в будущем.

– Как развивать у детей чувство юмора?

– Развивать у детей чувство юмора можно шутками, забавными стихами, перевертышами, небылицами. Язык веселого стиха, меткая игра слов, неожиданный каламбур учат ребенка тонкостям родного языка, и со временем у него формируется способность сатирического восприятия. С помощью юмора родители могут решить многие воспитательные проблемы и проблемы поведения у своих детей. Например, если ребенок не хочет выполнять свои домашние обязанности, ему можно почитать веселые рассказы Носова о том, как трудно и как хорошо быть ответственным за порученное дело. Такой подход существенно облегчает воспитательный процесс, а ребенок растет жизнерадостным, физически активным и психически здоровым.

Ольга Жукова
Просмотров: 523

Поделиться в социальных сетях

Поддержать

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи (зарегистрироваться)