Оценки и самооценка: исправляем ошибки воспитания

Познавательная активность ребенка, его характер, поведение и успехи в жизни во многом зависят от уровня его самооценки – она должна быть реалистичной и соответствовать его возможностям. В этом случае ребенок нормально развивается, проявляет любознательность, умеет общаться со сверстниками, прислушивается к замечаниям взрослых и признает свои ошибки. Дети с заниженной самооценкой необщительны, недоверчивы, медлительны и молчаливы либо ведут себя агрессивно. Такие дети всегда имеют низкий статус в детском коллективе, т.к. их считают плаксами, копушами, драчу­нами, слабаками и даже изгоями. О том, как помочь ребенку сформировать нормальную, адекватную и реалистичную самооценку, рассказывает наш эксперт.

– Юлия Владимировна, заниженная самооценка бывает у многих детей, но понять это взрослые могут далеко не всегда. По каким признакам родители могут определить, что у ребенка занижена самооценка?

– Эта проблема несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд. С точки зрения психологии, понятие самооценки складывается из двух составляющих: непосредственно самооценки (т.е. того, как человек оценивает себя и свои возможности) и уровня его притязаний. Поясню это на примере. У ребенка, выросшего в атмосфере любви в семье, где его принимали таким, какой он есть, формируется позитивное отношение к себе и, как следствие, позитивная само­оценка. Но если при этом ребенка слишком сильно баловали, то у него может сформироваться завышенный уровень притязаний и требований к окружающему миру: он будет ждать от всех окружающих его людей такого же обожания и восхищения им, которое он привык получать в своей семье и от своих близких. Когда такой ребенок встречается с реальными отношениями, которые не соответствуют его ожиданиям, он начинает воспринимать их не как нормальные, а как отвергающие, а отсутствие восхищения со стороны других людей воспринимает как негативное отношение к своей личности. В этом случае с его стороны возникает протестное поведение: ребенок может или проявлять агрессию, или обижаться, может стать замк­нутым, необщительным. Родители могут интерпретировать такое поведение как проявление заниженной самооценки, и это будет ошибкой, т.к. в этом случае нужно не повышать самооценку, а обучать ребенка общению с другими людьми и реалистичным отношениям как со сверстниками, так и со взрослыми.

А вот другой пример. Если ребенок растет в таком окружении, которое не способствует формированию у него позитивного отношения к собственной личности (напри­мер, в условиях конфликтных отношений между родителями), то у него формируется заниженная само­оценка. Такой ребенок недооценивает себя и свои возможности как на бессознательном, так и на сознательном уровне, постоянно чувствует неуверенность в своих силах и испытывает беспокойство по поводу своей безопасности.

В подобной ситуации мы также можем наблюдать две совершенно противоположные формы поведения – агрессивное или избегающее (зависимое). Уровень притязаний у таких детей тоже может быть разный: высокий (в этом случае ребенок ведет себя как «отрицательный лидер», хулиган или забияка) или низкий (в этом случае ребенок всего боится, держится очень замкнуто, а его поведение и мнение зависят от мнения более сильных сверстников).

Другими словами, чтобы верно оценить уровень самооценки у своего ребенка, необходимо учитывать две ее составляющие – это отношение ребенка к себе, своим качествам и способностям и уровень притязаний, которые он проявляет по отношению к окружающему миру. Для этого необходимо наблюдать за поведением ребенка дома, в детском учреждении (школе или детском саду) и во дворе, нужно больше общаться с ним на разные темы, прислушиваться к его высказываниям, оценивать его точку зрения и отношение к окружающим.

– Что должны делать родители, чтобы у ребенка была адекватная самооценка?

– Считаю, что прежде всего родителям полезно формировать и поддерживать реалистичную и адекватную самооценку у себя самих. Нельзя забывать, что родители для ребенка – не только безусловный авторитет, но и образец для подражания. Поэтому родители должны и сами стремиться к самопознанию, самореализации и к позитивному и конструктивному общению с другими людьми. Общение с такими родителями поможет ребенку сформировать нормальную, адекватную и реалистичную самооценку и будет надежным залогом того, что он сумеет реализовать свои таланты и способности, научится реалистично оценивать себя и свои силы и преодолевать жизненные трудности, которые встретятся на его пути.

– Какие педагогические ошибки чаще всего совершают взрослые (родители, бабушки, дедушки или другие родственники), которые могут привести к проблемам само­оценки у детей?

– Самая распространенная ошибка – это отсутствие реального (не декларируемого, а действительно реального) уважения к своему ребенку. Банальная ситуация, знакомая большинству родителей: когда ребенок оказался в чем-то не прав или ослушался родительского наставления, многие взрослые, пусть даже в порыве самых справедливых чувств, возникших из самых благородных родительских побуждений, сразу же начинают кричать и оскорблять ребенка, что для него унизительно.

– Но как избежать таких ошибок?

– Например, вы договорились с ребенком, что теперь он будет учиться сам отвечать за свои домашние задания без ежедневных родительских проверок, что вы хотите ему доверять и считаете, что он способен сам сделать уроки в течение недели, и проверка теперь будет только в конце недели. Но когда в конце недели вы заглядываете в его дневник, то… о, ужас! Замечания, невыполненные задания… Конечно, в этот момент вам хочется уподобиться Зевсу-громовержцу, но будет ли это решением проблемы?

С точки зрения обсуждаемой темы в такой ситуации у родителей есть выбор: либо вести себя с ребенком как с нашкодившим малышом, неспособным достичь каких-либо целей, либо набраться родительского терпения и провести спокойный, предельно простой и понятный разговор, предложив ребенку выбор: ты хочешь быть самостоятельным или хочешь, чтобы я по-прежнему следила за каждым твоим шагом, как за малышом? Хочешь быть самостоятельным в выполнении своих школьных заданий? Чем я могу помочь тебе, чтобы ты смог достичь этой цели? Поможет ли тебе, если на следующей неделе в среду мы вместе посмотрим твой дневник? И так далее в том же духе – спокойно, уважительно, конструктивно и по-деловому, с верой в то, что ребенок способен с этим справиться. Ваша задача – вместе с ним понять, чего он действительно хочет и к чему стремится, и помочь найти подходящие именно ему способы достижения поставленных целей. И пробовать, ошибаться и снова пробовать, и снова анализировать ошибки и вместе с ребенком искать пути к достижению поставленных целей, и достигать их!

– Как не переборщить с повышением самооценки у детей?

– Помнить, что уважение к личности другого человека и вседозволенность – это совсем не одно и то же. Жесткий и директивный стиль отношений между взрослыми и ребенком точно так же не полезен для формирования у него нормальной самооценки, как и потворствующий, потакающий стиль воспитания.

Ольга Жукова
Просмотров: 899

Поделиться в социальных сетях

Поддержать

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи (зарегистрироваться)