Отношения со сверстниками

После первых месяцев учебы в школе, когда дети привыкнут к распорядку и познакомятся друг с другом, начинает складываться детский коллектив и выстраиваться иерархия. Каждый ребенок старается занять в этом коллективе достойное место, завоевать уважение сверстников и приобрести новых друзей, но это удается не всем. Успешная социализация ребенка во многом зависит от того, насколько хорошо родители понимают психологию взаимоотношений между детьми. О том, как помочь юному школьнику самоутвердиться в коллективе, рассказывает наш эксперт.

– Анна Владимировна, многие дети младшего школьного возраста испытывают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками: кого-то не любят, с кем-то не хотят дружить. Как помочь ребенку самоутвердиться в коллективе? Как завоевать авторитет у одноклассников?

– Родители должны понимать, что их собственные желания не всегда совпадают с желаниями их ребенка, поэтому для начала давайте определимся, чего именно мы хотим добиться. Во-первых, нельзя забывать, что слово «самоутверждение» имеет негативное значение: подразумевается, что самоутвердиться нужно за счет чего-то или кого-то. Для ребенка гораздо важнее найти друзей, научиться общаться со сверстниками, завоевать определенное уважение у одноклассников. Во-вторых, дети не обязаны завоевывать авторитет, это скорее желание их родителей – чаще всего именно родителям хочется, чтобы их ребенок завоевал авторитет среди сверстников, причем завоевал его с помощью само­утверждения (в негативном смысле этого слова), а не в виде круга общения, в котором будут ценить мнение их ребенка и прислушиваться к нему.

При этом самому ребенку никакой авторитет может быть не нужен, он может даже о нем и не думать: ему может быть гораздо интереснее сидеть в стороне одному и читать книжку. И это вполне естественно и нормально.

– Но ребенок не может игнорировать коллектив сверстников, иначе он станет изгоем. Как родители могут помочь первокласснику стать полноценным членом классного коллектива?

– На самом деле основная борьба за «место под солнцем» начинается не в первом классе, а в подростковом возрасте. В этом возрасте ребенку необходимо признание окружающих – родительской любви и признания, если оно есть, ему бывает уже недостаточно. А в начальной школе у детей нет еще такой ярко выраженной необходимости в признании со стороны сверстников – они просто пробуют разные социальные роли, причем с разным успехом. Родителям важно знать, что в младшем школьном возрасте нет хороших и плохих ролей, они просто разные. Отношение к этим ролям со стороны одноклассников тоже может быть разным: в одном коллективе могут ценить роль Умника, в другом – роль Хулигана.

Когда мне родители задают вопросы о том, как интегрировать ребенка в классный коллектив, я отвечаю, что зачастую для этого им придется полностью сломать личность их ребенка, потому что в конкретном классе может пользоваться наибольшим уважением такая роль, которая противоречит принципам их семейного воспитания – для этого, например, придется Умника превратить в Хулигана.

Есть и еще один важный момент: признание большинства одноклас­сников или даже всего классного коллектива ничего не говорит о том, насколько здоров, приятен в общении, интересен окружающим и успешен ваш ребенок. Может быть и так, что коллектив не принимает кого-то только потому, что он там единственный нормальный и хорошо воспитанный ребенок – вспомните великолепный фильм «Чучело».

– Какие роли могут примерять на себя младшие школьники?

– Основными ролями, которые может примерить на себя ребенок, могут быть следующие.

Умники и Умницы – хорошие ученики, которые демонстрируют успехи в учебе. Уважение к ним основано на их очевидном интеллектуальном превосходстве.

Хулиганы – название этой роли говорит само за себя: это дети, которые постоянно шалят и доставляют много головной боли и учителям, и родителям. Сюда же можно добавить такие роли, как Крутой парень и Девочка-оторва. Эти роли особенно популярны в подростковом возрасте, но притягательность роли Хулигана начинает ощущаться уже в начальной школе.

Спортсмены и Спортсменки – они завоевывают авторитет спортивными достижениями, своим телосложением и силой воли.

Таланты – дети, которые хорошо рисуют, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, блестяще выступают на концертах и т.п.

Организаторы – те, кто обладает способностью к социальной деятельности, умеют организовать группу, взять на себя ответственность и т.д.

Настоящие друзья – это те дети, к которым любой ученик из класса, будь то Хулиган или Умник, всегда может обратиться за помощью и советом. Они умеют хранить секреты, обладают житейской мудростью и охотно поддерживают сверстников во всем.

Шуты – это дети, которые по тем или иным причинам выставляют на посмешище не только себя, но и других.

Ябеды – как те, которые жалуются старшим с целью самозащиты, так и те, кто делает это, чтобы нападать на других детей.

Сливки общества – это дети из финансово успешных семей, у которых есть все то, что хочется иметь другим детям: дорогой телефон, планшет, лучшие игрушки, модная одежда и т.п.

В начальной школе, в отличие от старших классов, достаточно большим авторитетом часто пользуются Умники, а Хулиганы – меньшим. Спортсмены, Таланты, Организаторы и Настоящие друзья всегда пользуются авторитетом у сверстников, и сила этого авторитета зависит от конкретного коллектива, возраста детей, состояния окружающего общества и пр. Авторитет Шутов крайне ограничен, а Ябеды никакого авторитета не имеют.

– Как распределяются эти роли в детском коллективе?

– В каждом детском коллективе обязательно есть представители всех этих ролей, и если какая-то роль не представлена, то на это место обязательно кто-то найдется. При этом нужно понимать, что роль, которую принимает на себя ребенок, вполне может поменяться с возрастом или из-за изменившихся внешних обстоятельств. Но далеко не всякая «положительная» роль хороша. «Спортсменка, комсомолка и просто красавица» – другими словами, ребенок, обладающий авторитетом во всех возможных ролях, который и умный, и красивый, и танцует, и поет, и умеет все организовать, а при необходимости выслушает проблемы одноклассников и даст разумный совет – зачастую бывает совершенно несчастным ребенком, который потерял свой стержень и уже не понимает, кто он на самом деле и зачем он это все делает.

– Какая роль считается самой оптимальной для ребенка?

– Лучше всего адаптируются в коллективе дети с доминантной ролью, которые в зависимости от ситуации могут выполнять также несколько других ролей: если нужно, может станцевать, пусть и неловко, если нужно – выслушает проблемы товарища и не разболтает чужие секреты.

– Анна Владимировна, какие еще рекомендации Вы можете дать родителям?

– Помните и о том, что ваша семья – тоже маленький коллектив. То, как ваш ребенок ведет себя дома, обязательно повлияет на его роль в любом другом коллективе. Пользуется ли ваш ребенок признанием в собственной семье? Обладает ли он навыками, умениями, душевной организацией или чем-то еще, за что его уважают и ценят? Как в вашей семье понимается авторитет и как он за­воевывается старшими? Не забывайте, что лучший способ воспитания детей – пример родителей, и тогда все у вашего ребенка будет хорошо.

Ольга Жукова
Просмотров: 3502

Поделиться в социальных сетях

Поддержать

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи (зарегистрироваться)