Плохие оценки за год: кто виноват и что делать?

Окончание учебного года – важный рубеж не только для школьников, но и для их родителей: у учеников начинаются долгожданные летние каникулы, а родители могут порадоваться тому, что их ребенок успешно перешел в следующий класс. Но всеобщую радость могут серьезно омрачить годовые оценки, если они окажутся не такими хорошими, как хотелось бы родителям. Что делать? Нужно ли ругать и наказывать ребенка за плохие отметки? На эти и другие вопросы обеспокоенных родителей отвечает наш эксперт.

– Ирина Евгеньевна, Вы не только профессиональный психолог и психотерапевт, но и мама четверых детей, поэтому проблема школьных оценок Вам хорошо знакома. Что делать родителям? Ругать ребенка? Наказывать?

– Хочу напомнить, что «плохие отметки» – понятие строго индивидуальное: одни родители ругают за двойки, другие – за четверки. Если годовые оценки школьника стали для родителей неприятным сюрпризом, мне хочется спросить: а где были эти родители в середине учебного года? Разве они не видели, как учится их ребенок? Сейчас во всех школах существуют электронные журналы, в них выставляются все оценки, у родителей есть к ним доступ, и они в любой момент могут посмотреть успеваемость ребенка по всем предметам. Почему же они начинают ругать его после окончания учебного года, когда исправить ситуацию уже невозможно?

Если родителей не устраивают оценки, нужно выяснить, почему это происходит: поговорить с учителем, позаниматься с ребенком и понять, в чем его трудности. Но делать это нужно в течение учебного года, а в конце года ругать ребенка за плохие отметки бессмысленно.

Очень важно отмечать достижения ребенка и хвалить его за них, поэтому по окончании учебного года будет полезно сравнить те оценки, которые улучшились за последнее время, и похвалить ребенка за эти достижения. Если успеваемость упала, причину этого нужно выяснять комплекс­но: может быть, ребенок много болел, что-то запустил или недопонял? Или у него не сложились отношения с учителем? У детей могут быть особенности развития – например дислексия или дисграфия. Выяснять это должны родители вместе с учителем: сам ребенок не может понять, почему снизилась его успеваемость, и разобраться в этом следует взрослым. Родители, которые в течение года внимательно следят за учебой ребенка, заранее знают, какие годовые оценки он получит. Но если в этом случае по непонятным причинам итоговые отметки оказались неожиданно плохими, нужно идти в школу и разбираться с учителем, а не с ребенком.

– Некоторые родители ругают детей даже за четверки. Можно ли добиваться от ребенка отличной успеваемости по всем предметам?

– Это абсолютно недопустимо: четверка – хорошая отметка. Неко­торые родители считают, что их ребенок должен учиться на пятерки. Но кому и почему он это должен? Родители должны четко разграничивать свои желания и желания ребенка: взрослые хотят, чтобы он был отличником? А хочет ли этого сам ребенок? А самое главное – способен ли он усваивать все школьные предметы на «отлич­но»? Родители должны честно ответить себе на эти вопросы и отделять свои личные амбиции от требований к школьнику. Родители, которые ругают ребенка за четверки, забывают о том, что такой «педагогический» подход калечит детскую психику: получив четверку, ребенок плачет и боит­ся идти домой.

– Но иногда родители видят, что ребенок учится вполсилы.

– Я бы сказала, что в этом случае ребенок просто экономит свои силы, и это можно объяснить. У школьников большие нагрузки: им приходится рано вставать и быть дисциплинированными, но их организм растет, мозг активно формируется, а гормональный фон меняется. В результате у них вырабатывается много энергии, которую приходится сдерживать, и все это очень влияет на отношение к учебе. Но есть и другой фактор: в течение учебного года у детей накапливается усталость. Осенью дети начинают учиться активно: они отдохнули, загорели и набрались сил, поэтому результаты первой четверти бывают хорошие. Ближе к Новому году активность снижается, а к весне внутренние ресурсы школьников истощаются: появляется авитаминоз, снижается иммунитет, работоспособность падает. Ребенок неосознанно начинает экономить свои силы, и оценки в последней четверти могут быть хуже, чем в первой.

Если родители считают, что их ребенок учится вполсилы, они должны выяснить, почему это происходит и для чего он экономит свои силы: может быть, ему интереснее заниматься чем-то другим или играть в компьютерные игры? Но для учебы вполсилы могут быть и другие причины – например, пропущенный материал, который не был выучен своевременно, мешает усваивать следующие темы. В результате у ребенка возникают непосильные для него трудности, с которыми он не может справиться самостоя­тельно. В этом случае родители должны помочь ему дополнительными занятиями, а не ругать.

– А может быть, ребенок просто ленив и не хочет хорошо учиться?

– Если ребенок экономит свои силы, это не лень – это своеоб­разное приспособление ребенка к жизни. Он не планирует быть ленивым, у него это получается неосознанно и он сам от этого страдает. Ребенок не хочет плохо учиться, он боится учителей и побаивается немилости родителей, но при этом почему-то экономит свои силы или переключается на что-то простое и легкое, где у него больше возможностей стать успешным и добиться каких-либо достижений – например на компьютерные игры.

– Нужно ли наказывать ребенка за плохие годовые отметки путем лишения его каких-либо удовольствий – например обещанной экскурсии, туристической поездки или путевки в летний лагерь?

– Нельзя. Такое наказание будет нечестным поступком по отношению к ребенку: он все равно трудился, старался, рано вставал, много работал. Родители должны присмотреться к своему ребенку, выяснить причины его проблем и помочь с усвоением трудного для него материала.

– Если родители недовольны годовыми оценками школьника, то как мотивировать ребенка на более успешную учебу в будущем?

– Нельзя забывать, что сами дети тоже расстраиваются из-за плохих отметок и стараются их исправить. Если в классе хорошие отметки считаются чем-то важным и ценным, то у ребенка будет стимул учиться как можно лучше. Но самая главная мотивация – интерес к учебе: если ребенку интересно, он будет учиться хорошо. Подарки, покупки, поездки и прочие материальные поощрения – это плохая стимуляция, а деньги в качестве стимула к учебе вообще недо­пустимы.

– Ирина Евгеньевна, что еще Вы можете посоветовать родителям, которые столкнулись с проблемой плохих годовых оценок?

– Оценки не должны быть самоцелью, потому что они не всегда отражают реальный уровень знаний. Плохие отметки – это не грех и не проступок, это симптом, который показывает, что на данном этапе ребенку трудно учиться. Плохие отметки не означают, что у ребенка нет способностей к учебе, и задача родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности. А если ругать его за отметки, то желание учиться и достигать успехов пропадет у него окончательно.

Ольга Жукова
Просмотров: 2485

Поделиться в социальных сетях

Поддержать

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи (зарегистрироваться)